Приоритетное направление деятельности

Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Приоритетное направление деятельности детского сада – познавательно-речевое развитие детей, программы и педагогические технологии определяют необходимость использования в образовательной работе с детьми наряду с программой  «Детство» – ряда парциальных программ и технологий  на основании Лицензии МБДОУ и решения педагогического совета:

N
п/п
      Основные и дополнительные общеобразовательные программы
      вид
образовательной
программы
(основная,
дополнительная)
     уровень    (ступень)
образовательной
программы
    наименование
(направленность)
образовательной
программы
 1        2         3          4
1. основная Общеобразовательный Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияТ. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
2. дополнительная «Основы безопасности детей дошкольного возраста»Р.Б.Стеркина , Н.В.Авдеева, О.Л.Князева
3. дополнительная «Цветные ладошки»  И.А. Лыкова
4. дополнительная Программа «Родники Дона»  Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь
5. дополнительная «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е. Хухлаев,  И.М . Первушина
6. дополнительная «Ладушки» И.А. Каплунова, И.Н.Новоскольцева 

Задачи МБДОУ в реализации приоритетного направления – познавательно- речевого развития участников образовательного процесса:

 Задачи педагогов, родителей и общественности:

1.        Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.

2.        Организовать  насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.

3.        Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.

4.        Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями,  заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.

5.        Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с муниципальной программой преемственности между начальной школой и детским садом.

6.        Реализация дополнительных ресурсов для развития детского сада в рамках попечительского совета учреждения.

7.        Ввести экспериментальную деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (программа «Мир открытий»).

 

В области познавательного развития дошкольников перед коллективом ДОУ стоит решение следующих задач:

1.        Развитие эмоционально-смысловых компонентов этико-экологического сознания.

2.        Формирование первичных представлений о целостности мира и  творческих функциях человека в нем.

3.        Формирование умения выделять осмысливать и творчески интерпретировать экологические связи типа «Я – Человек», «Я –  природа». «Я – другие люди», «Я и мой внутренний мир».

4.        Развитие воображения и образного мышления в процессе осмысления  «вечных», универсальных проблем.

5.        Развитие умения соотносить факты из различных областей действительности с отдельными существенными характеристиками основных экологических отношений человека.

6.        Формирование осознанного отношения ребенка к окружающему миру:

• Познавательного – мир удивителен, полон тайн и загадок («Я хочу их узнать и разгадать»);

• Бережного – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны («Я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить»);

• Созидательного – мир так прекрасен («Я хочу сохранить и приумножить эту красоту»).

 

В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте –  необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.   Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

В саду сложилась определенная система работы по развитию речи детейОсновная цель работы по развитию речи  –  формирование устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалог и монолог), воспитание любви к художественному слову (литературе).

Формы работы  по развитию речи детей:

–  Занятия по развитию речи. Работа с художественной литературой.

–  Занятия по познавательному развитию, детская исследовательская деятельность.

–  Создание культурной языковой среды через общение взрослых и детей Словотворчество детей, родителей и воспитателей (сочинение сказок, стихов, создание собственных детских книг)

–  Интегрирование  развития речи в другие виды занятий и детскую деятельность: художественное творчество, музыку, математику, труд, театрализованную деятельность, экспериментально – исследовательскую детскую деятельность, коммуникативное развитие – общение со сверстниками и взрослыми и др.

– Театрализованная деятельность. Театрализация  создает особенные благоприятные  условия для развития речи детей,

– Развивающая  познавательно – речевая  среда  в группах и в саду.

– Развитие речи через  игровую детскую деятельность: ролевые игры, подвижные с текстом, хороводные, дидактические игры со специальной дидактической задачей, игры-драматизации, словесные игры.

Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного и речевого плана для каждой возрастной группы.

Формы проведения занятий в ДОУ

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

1

Комплексное занятие На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2

Тематическое занятие Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3

Экскурсия Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие  Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество Словесное творчество детей в специально созданной зоне «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка Речевое развитие детей в различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой  сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16

Комбинированное занятие В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

Конечная цель деятельности МБДОУ:

*      Координация усилий коллегиальных органов в достижении успешности и высоких  результатов по реализации общеобразовательной программы для дошкольного возраста в условиях ДОУ.

*      Совершенствование профессионального мастерства всех участников педагогического процесса.

*      Качественное обновление программ и технологий речевого и познавательного развития на основе диагностики.

*      Обеспечение качества образовательных услуг.

 Критериями для достижения цели является:

1. Повышение рейтинга МБДОУ среди аналогичных образовательных учреждений.

2. Улучшение взаимодействия всех служб по вопросам воспитания, образования и развития  детей.

3. Высокая квалификация педагогического персонала.

4. Снижение уровня речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений. Повышения самооценки ребенка и его успешности среди сверстников и взрослых.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА