Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приоритетное направление деятельности детского сада – познавательно-речевое развитие детей, программы и педагогические технологии определяют необходимость использования в образовательной работе с детьми наряду с программой «Детство» – ряда парциальных программ и технологий на основании Лицензии МБДОУ и решения педагогического совета:
N п/п |
Основные и дополнительные общеобразовательные программы | ||
вид образовательной программы (основная, дополнительная) |
уровень (ступень) образовательной программы |
наименование (направленность) образовательной программы |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | основная | Общеобразовательный | Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияТ. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова |
2. | дополнительная | «Основы безопасности детей дошкольного возраста»Р.Б.Стеркина , Н.В.Авдеева, О.Л.Князева | |
3. | дополнительная | «Цветные ладошки» И.А. Лыкова | |
4. | дополнительная | Программа «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь | |
5. | дополнительная | «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М . Первушина | |
6. | дополнительная | «Ладушки» И.А. Каплунова, И.Н.Новоскольцева |
Задачи МБДОУ в реализации приоритетного направления – познавательно- речевого развития участников образовательного процесса:
Задачи педагогов, родителей и общественности:
1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
2. Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
3. Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.
4. Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
5. Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с муниципальной программой преемственности между начальной школой и детским садом.
6. Реализация дополнительных ресурсов для развития детского сада в рамках попечительского совета учреждения.
7. Ввести экспериментальную деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (программа «Мир открытий»).
В области познавательного развития дошкольников перед коллективом ДОУ стоит решение следующих задач:
1. Развитие эмоционально-смысловых компонентов этико-экологического сознания.
2. Формирование первичных представлений о целостности мира и творческих функциях человека в нем.
3. Формирование умения выделять осмысливать и творчески интерпретировать экологические связи типа «Я – Человек», «Я – природа». «Я – другие люди», «Я и мой внутренний мир».
4. Развитие воображения и образного мышления в процессе осмысления «вечных», универсальных проблем.
5. Развитие умения соотносить факты из различных областей действительности с отдельными существенными характеристиками основных экологических отношений человека.
6. Формирование осознанного отношения ребенка к окружающему миру:
• Познавательного – мир удивителен, полон тайн и загадок («Я хочу их узнать и разгадать»);
• Бережного – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны («Я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить»);
• Созидательного – мир так прекрасен («Я хочу сохранить и приумножить эту красоту»).
В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.
В саду сложилась определенная система работы по развитию речи детей. Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалог и монолог), воспитание любви к художественному слову (литературе).
Формы работы по развитию речи детей:
– Занятия по развитию речи. Работа с художественной литературой.
– Занятия по познавательному развитию, детская исследовательская деятельность.
– Создание культурной языковой среды через общение взрослых и детей Словотворчество детей, родителей и воспитателей (сочинение сказок, стихов, создание собственных детских книг)
– Интегрирование развития речи в другие виды занятий и детскую деятельность: художественное творчество, музыку, математику, труд, театрализованную деятельность, экспериментально – исследовательскую детскую деятельность, коммуникативное развитие – общение со сверстниками и взрослыми и др.
– Театрализованная деятельность. Театрализация создает особенные благоприятные условия для развития речи детей,
– Развивающая познавательно – речевая среда в группах и в саду.
– Развитие речи через игровую детскую деятельность: ролевые игры, подвижные с текстом, хороводные, дидактические игры со специальной дидактической задачей, игры-драматизации, словесные игры.
Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного и речевого плана для каждой возрастной группы.
Формы проведения занятий в ДОУ
№ |
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ |
1 |
Комплексное занятие | На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие |
2 |
Тематическое занятие | Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным |
3 |
Экскурсия | Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района |
4 |
Коллективное занятие | Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое |
5 |
Занятие-труд | Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов |
6 |
Интегрированное занятие | Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. |
7 |
Занятие – творчество | Словесное творчество детей в специально созданной зоне «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника» |
8 |
Занятие – посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
9 |
Занятие – сказка | Речевое развитие детей в различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказкой |
10 |
Занятие – пресс-конференция журналистов | Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим |
11 |
Занятие – путешествие | Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети |
12 |
Занятие – эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
13 |
Занятие – конкурс | Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими |
14 |
Занятие – рисунки-сочинения | Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам |
15 |
Занятие – беседа | Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы |
16 |
Комбинированное занятие | В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) |
Конечная цель деятельности МБДОУ:
* Координация усилий коллегиальных органов в достижении успешности и высоких результатов по реализации общеобразовательной программы для дошкольного возраста в условиях ДОУ.
* Совершенствование профессионального мастерства всех участников педагогического процесса.
* Качественное обновление программ и технологий речевого и познавательного развития на основе диагностики.
* Обеспечение качества образовательных услуг.
Критериями для достижения цели является:
1. Повышение рейтинга МБДОУ среди аналогичных образовательных учреждений.
2. Улучшение взаимодействия всех служб по вопросам воспитания, образования и развития детей.
3. Высокая квалификация педагогического персонала.
4. Снижение уровня речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений. Повышения самооценки ребенка и его успешности среди сверстников и взрослых.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА